Первые ЗМЗ-4062 были установлены на ГАЗ-3102 и ГАЗ-31029 в 1994-м году. Массово двигатели семейства ЗМЗ-406.10 начали поступать на конвейерные машины (это уже были в основном ГАЗ-3110) в 1996-м.
Претерпев невообразимое количество улучшений и модернизаций, он был выпущен огромной серией (в 2005 - милионный блок) и был установлен на множество типов автомобилей.
К моменту начала выпуска ГАЗ-31105 альтернативой ему по тягово-мощностным характеристикам из доступных являлся только ГАЗ-560. ЗМЗ-4062 - гораздо более дешев в производстве, нежели дизельный агрегат, намного более дешев в обслуживании и ремонте. Таким образом 16-ти клапанный 4-х цилиндровый двигатель с распределенным впрыском топлива стал основным агрегатом для нового автомобиля ГАЗ-31105. Подавляющее большинство машин было выпущено с двигателями этого семейства (ЗМЗ-4052.10 в том числе).
ГАЗ дальновидно, с 2003-го, подготовился к сертификации по нормам "Евро 2" и "Евро 3". Машины, соответствующие нормам, появились на рынке не раньше срока "дальше некуда" - "deadline" по английски. "Евро 2" - конец 2005. "Норму" вводить не спешили прямо по команде, выработка старых двигателей продолжались и в начале 2006. "Евро 3" строго с 1 января 2008. "Евро 4" вроде откатывали, но Волги с ним выпустить не успели.
Первым двигателем семейства ЗМЗ-406.10 на ГАЗ-31105 был установлен ЗМЗ-4062.10. Тот-же движок устанавливался в свое время на ГАЗ-3110. Отличается голубой крышкой клапанов и расположением катушек зажигания впритык к задней стенке ГБЦ. Натяжители - "башмаки" как на двигателях ВАЗ. ЭБУ - "МИКАС 7.1", "СОАТЭ 302.3763", "ИТЭЛМА VS 5.6" (последний - с сентября 2006). Примечание - СОАТЭ 302.3763-01 взаимозаменяем с Микас 7.1 241.3763-31, СОАТЭ 302.3763-04 - нет. Весь список ЭБУ - ТТХ.
Улучшеной версией ЗМЗ-4062.10 стал ЗМЗ-40621.10. Появился в 2003-м. Самое главное его отличие - натяжители цепей ГРМ измененной конструкции в виде "звезд". Сами цепи ГРМ прибавили по два звена каждая. Визуально - серая некрашеная крышка клапанов и расположенные ближе к переднему бамперу, нежели на предшественнике, катушки зажигания. Может быть без нейтрализатора (приемная труба - две нитки) и с ним (приемная труба одинарная, есть датчик кислорода). С нейтрализатором - "Евро 2". На машину с таким двигателем установлена система улавливания паров топлива. ЭБУ - те-же, что для ЗМЗ-4062.10.
Пригодился двигатель ЗМЗ-4052.10, который готовили базовым на машину ГАЗ-3111 в 2000-м году. На ГАЗ-31105 он был доступен "под заказ" и показал себя только с лучшей стороны. В 2007-м некоторое количество машин получили двигатель ЗМЗ-4052.10 с нейтрализатором и системой улавливания паров топлива ("Евро 2"). Отдельного индекса у этого двигателя, предназначеного для легковых автомобилей, как бы вроде не было (на грузовых - ЗМЗ-40522.10). В середине 2008-го появился легковой ЗМЗ-40525.10 (грузовой аналог - ЗМЗ-40524.10). Двигатель изменился довольно сильно в части электроники и исполнительных механизмов, призваных соблюдать нормы "Евро 3". Изменения. Идеалогически ЗМЗ-40525.10 стал преемником ЗМЗ-40621.10, который прекратили ставить на ГАЗ-31105 в конце 2007-го. Т.е. в отличии от "заказных" установок ЗМЗ-4052.10 до него, им укомплектованы обычные конвейерные машины.
Блок – чугун
ГБЦ – Al
Цилиндров - 4
Клапанов – 16
Порядок работы цилиндров – 1-3-4-2
Питание – распределенный впрыск
Параметр | ЗМЗ 4062 (Евро 0) |
ЗМЗ 40621 (Евро 0) |
ЗМЗ 40621 (Евро 2) |
ЗМЗ 4052 (Евро 0) |
ЗМЗ 4052* (Евро 2) |
ЗМЗ 40525 (Евро 3) |
---|---|---|---|---|---|---|
Нейтрализатор | нет | нет | есть | нет | есть | есть |
Датчик кислорода (кол-во) | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
Рабочий объем, дм3 | 2,28 | 2,28 | 2,28 | 2,464 | 2,464 | 2,464 |
Диаметр цилиндра, мм | 92 | 92 | 92 | 95,5 | 95,5 | 95,5 |
Ход поршня, мм | 86 | 86 | 86 | 86 | 86 | 86 |
Степень сжатия | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,3 | 9,4 |
Номинальная мощность, кВт/л.с (нетто) | 96/130,6 | 99/134 | 95,5/129,9 | 118/152 | 106,6(112)/145(150) | 91/123,8** |
Максимальный крутящий момент, ДаН (кгс/м) (нетто) | 20,6 (21,0) | 18,7 (19,1) | 18,2 (18,6) | 21,1 (21,5) | 20,8 (21,5) | 20,5 (20,9) |
Частота вращения на холостом ходу, об/мин, минимальная (максимальная) | 850±50(6000) | 850±50(6000) | 850±50(6000) | 850±50(5000) | 850±50(5000) | 850±50(5000) |
Масса двигателя, кг. | 187 | 192 | 192 | 187 | 192,9 | 184 |