К 2003-му году ГАЗ-3102 выпускался более 20 лет. Как и в случае с ГАЗ-3110 (линк) завод в традициях мировых производителей выдал тех.задание сторонней фирме на разработку дизайна замене ГАЗ-3102. Над заданием трудились специалисты кузовного ателье "Cardi" г.Москва.
Машина была показана на MIMS-2003.
На мой скромный взгляд машина получилась исключительно красивой. Очень жаль что она не пошла в серию. Как и в случае ГАЗ-31107 (но там незаводской образец вообще на Волгу не похож), ГАЗ предпочел запустить в проработку работы заводских дизайнеров.
Индекс обновленной модели поменялся. Вслед за прибавлением цифры "5" к индексу ГАЗ-3110 в 2003 (т.е. ГАЗ-31105), цифру "5" добавили к индексу ГАЗ-3102 в 2004-м. По крайней мере в 2003-м году так написали все автомобильные журналы. Т.е. появилась ГАЗ-31025. В "призаводской" документации автомобиль по прежнему значится как ГАЗ-3102. С новым индексом "31025" выпускаются несколько мелких деталей. Я оставил новый индекс везде на сайте (может это и не правильно).
Двигатель ЗМЗ-402, скорее всего, не устанавливался на ГАЗ-31025 после 2003-го. Машины имели более высокую цену, нежели ГАЗ-31105, и покупатели, выбравшие более статусную машину, не поняли бы промаха с карбюраторным двигателем. Также на ГАЗ-31025 традиционно не стали устанавливать дизели (их, собственно, на ГАЗ-3102 никогда и не устанавливали).
Не редко встречаются машины с ЗМЗ-4052.10. Если уже покупать машину – так самую лучшую и дорогую. Штрих - поводки стеклоочистителей на "заказных" машинах часто красят в цвет кузова.
Напротив очень редко встречаются машины с ЗМЗ-40525.10. Машина настолько эксклюзивна, что подробностей нет.
Chrysler - обычный двигатель для ГАЗ-31025. Первая ГАЗ-31025-551 Chrysler собрана в начале апреля 2006 года.
Встречается двигатель Ford Y5A от Ford Scorpio II. ГАЗ-31025-199 ЗАМС.
Традиционно для легковых моделей ГАЗ новые элементы стабилизации кузова, новую КПП и даже АБС перед постановкой новых Волг в серию обкатывали в большей степени на ГАЗ-3102 (в меньшей на других машинах). ГАЗ-3102 таким образом, оставаясь серийной, часто выпускалась совершенно не похожей одна на другую.
Пример - в конце ноября 2005 г. на ГАЗ-31025 впервые установлены зеркала со встроенными повторителями поворотов. Передние крылья повторителей лишились. Ту-же операцию проделали на ГАЗ-31105, но только в 2006-м.
Много машин проходили через комплектование по оплаченному заказу и через подготовку в сторонних фирмах. Почти всегда такие автомобили комплектовали "по максимуму" самым передовым и дорогим оборудованием.
В стороне не оставался и завод. Примером специального подхода могут служить сидения типа "велюр". Похожие демонстрировались на выставках, а позже нередко стали встречаться на конвейерных ГАЗ-31025. На ГАЗ-31105 такие сидения стали появляться в 2007 с приходом машин "рестайлинг".
Однако, надо признать, что подавляющее большинство конвейерных автомобилей все равно выпускались в упрощенном даже по сравнению с ГАЗ-31105 варианте. Связано это с тем, что 31105 - основной продукт, а 3102 - побочный. Любые новшества, вводимые массово, прежде всего шли на ГАЗ-31105 как основной источник прибыли. Объемы продаж ГАЗ-31025 погоды не делали.
Один из примеров - панель стеклоочистителей. При подготовке еще ГАЗ-3110, в далеком 1995 г. ее модернизировали, убрав 16 прорезей справа над коробом воздухозаборника системы отопления и вентиляции кузова. На всех Волгах до ГАЗ-3110 листья и вода беспрепятственно попадали прямо в корпус отопителя (а он находится в салоне). Однако ГАЗ-3102 это новшество не коснулось, и машина выпускалась со старыми 73-мя отверстиями и панелью вплоть до окончания выпуска (причем салонный фильтр устанавливался). "Новая панель" с 57-ю отверстиями изредка встречается на ГАЗ-3102 2008-го года, возможно по причине дефицита "старых" панелей.
Было удобно излишки заранее заготовленных деталей (старые двери, коробки, стабилизаторы, все что было лишнего), устаревших, доустанавливать на ГАЗ-3102. Поэтому даже в 2006-2007-м годах на ГАЗ-31025 встречались детали от ГАЗ-3110, полностью отсутствовавшие на ГАЗ-31105 с 2004-го. В частности рулевые колонки с переключателями и рулевым колесом и передние сидения.
Дошло до того, что решение об остановке комплектования машин утеплителями решетки радиатора (нужны только карбюраторным автомобилям) поступило в августе 2008!
Еще пример - замки. Традиционно на Волгах два замка - от дверей и багажника и от замка включения зажигания. На ГАЗ-31105 "рестайлинг" ключ стал один от всех замков. Однако на ГАЗ-31025 "рестайлинг" ключей два. Причем от замка включения зажигания и от водительской двери - один, а от замка багажника - второй. Комплект 31020-6105006-00 для машин 2007-2008 производства ООО "ДААЗ" не включает замок багажника и ключ к нему.
Еще из минусов - отсутствует актюатор замка багажника. На ГАЗ-31105 очень удобно не беспокоиться закрыт багажник или нет. Подошел, нажал кнопку - багажник открыт. Ключ не нужен, кнопка или рычаг в салоне не нужны. Закрыл двери - ЦЗ закрывает и багажник. ГАЗ-31025 такой приятной опции лишен.
Из плюсов относительно ГАЗ-31105 отмечу традиционный шумоизолирующий мат моторного щита под капотом и, хоть и не надежно и не логично работающую, но все же присутствующую систему омыва фар. Тяжело было заводу вывести отдельную кнопку на омыватель. Он включается независимо от того хочешь ты этого или нет включением стелоомывателя при ближнем свете.
Хорошо оснащенные машины до появления в 2006-м году заводской климатической установки, комплектовались многочисленными кондиционерами нескольких фирм (линк на "Климат").
С 2006 ГАЗ-31025 чаще покупались оснащенными заводскими деталями климатической установки, детали которых за счет массовости выигрывали у штучных. К слову некоторые "призаводские" фирмы стали отказываться от кустарных изделий, и на постах по переоборудованию машин все чаще стали встречаться детали климатических установок из заводских комплектующих (пример - "Комфорт-3М").
Все, что касается приключений "Волги" с экологическими нормами, герметизацией системы питания и шумом - само собой коснулось ГАЗ-31025. В 2006-м двигатели и шумоизоляция "Евро 2", в 2008-м - "Евро 3".
В связи с появлением резонатора впуска и адсорбера, в ноябре 2006 на машинах "Евро 2" возле левой фары появился новый бачок фароомывателя 3102-3756014-61 объемом 4 л. Насос и реле видимо остались прежними.
Бачок стеклоомывателя теперь отдельный. Может быть 3,5, 4,0 или 5,0 л (от "3110"). Точный объем я не знаю. Скорее всего 3,5 л 3110-5208102-20, поскольку усилители брызговика крыла ограничивают его высоту.
Для адаптации двигателя "Chrysler" изменили поперечину подвески, но каркас капота не изменился. Из новых деталей на месте радиатора охлаждения масла (на "Chrysler" его нет) появился радиатор охлаждения рабочей жидкости системы гидравлического усиления рулевого управления. Радиатор ГУР 3102-3419030 оригинальный (на радиаторе ГАЗ-31105 две ветки, а не четыре и другие кронштейны). Производитель - "Алпас" г.Волгодонск.
Также на ГАЗ-3102 "Chrysler" изменился бачок стеклоомывателя. Теперь 1122-5208080-02 от "Газель" и "ПАЗ" объемом 2,2 л. Бачок фароомывателя по прежнему 3102-3756014-61.
На всех машинах в конце 2006-го изменился верхний кронштейн крепления радиатора. Скорее всего его, согласно политике, "облегчили". В конце 2007-го состоялось внедрение резьбовыдавливающих винтов Е5-39406 М6х10 взамен 224622-П29 с шайбами для крепежа облицовки радиатора.
Электрически выдвигаемая антенна АР104В производства ОАО "Автоарматура" г. Санкт-Петербург на ГАЗ-31025 - штатное оборудование (на ГАЗ-31105 - редкая опция). Для антенны есть соответствующий переключатель на консоли (для дорестайлингового салона).
Для рестайлинговых ГАЗ-31025 появилась новая антенна АЭ-03-3 производства ОАО завод им. Г.И. Петровского г. Нижний Новгород, управлением которой заведует головное аудиоустройство "Blaupunkt". Визуально надежно отличается выступайщей над правым передним крылом автомобиля частью. Антенна появилась в 2008-м, а на рестайлинговых машинах 2007 обычно встречается АР104В.
В 2003-м выпущено почти 8000 машин (еще ГАЗ-3102). В 2004—2006 выпускалось примерно по 6700 ГАЗ-31025 в год. В 2007-м – 6000. В 2008 – 2849. Таким образом ГАЗ-31025 в заводском исполнении "рестайлинг"- очень редкая машина. Вряд-ли число выпущенных экземпляров превысило 2000 штук.